Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy

«Пустота»

Параллельное сравнение звучания акустических систем

Максим Проскурня (max.proskurnya@gmail.com)
Григорий Джаникян (dzhanikyan@gmail.com)

В интернете есть немало записей звучания акустических систем. Но не все из них позволяют делать какие-то суждения о характере звучания. По разным причинам: низкое качество записывающих устройств, неверное размещение микрофонов. Поэтому пришлось немного прошерстить коллекцию, отобрать некоторые характерные примеры и добавить собственных контрольных записей.

Что такое параллельное сравнение?

Человеческий слух имеет жизненоважную способность адаптироваться к акустической среде. Это позволяет людям различать звуки в тишине и в грохоте. С одной стороны, после некоторой адаптации к тишине или к громкому шуму, слух позволяет нам различать звуки в диапазоне человеческого голоса. С другой стороны, из этого следуюет два важных вывода:


У слуха короткая память

Из этого следует, что невозможно сравнивать звучание разных акустических систем по отдельности, то есть слух не позволяет сравнивать в абсолютном зачёте. Можно сравнивать только относительно чего-то, используя категории «лучше-хуже».

Сравнительное прослушивание «в натуре»

Для комфортного сравнения звучания акустических систем желательно иметь возможность быстрого переключения с одной пары АС на другую, и обратно. Для этого можно использовать усилители с селектором выходов, либо внешний коммутатор АС.

Хорошо, допустим, имеется в наличии комната, соответствующий аудиотракт и несколько акустических систем в этой комнате. Тогда достаточно адаптироваться к комнате прослушивания и выполнить сравнение. Но невозможно иметь в быстром доступе все желаемые для оценки акустические системы.

Как уменьшить влияние помещения комнаты прослушивания?

Записи звучания акустических систем, выполненные в различных условиях, строго говоря, не годятся для сравнения. Даже если удастся найти такую же исходную фонограмму, то воспроизвести такие же условия — тщетная затея.

Да, весь аудиотракт, несомненно, определяет звучание акустической системы. Но итоговое восприятие сильно зависит от акустических свойств помещения места прослушивания. Можно ли исключить «помещение» из цепочки преобразований? Нельзя, но можно уменьшить его влияние.

Если при записи разместить микрофон на оси излучателя практически впритык к плоскости подвеса диффузора, то акустический сигнал, отраженный от помещения, будет иметь значительно меньшую энергию, чем основной сигнал от излучателя.

Запись «с ноля» — не панацея?

Тут следует уточнить, какие особенности имеет такая запись:

Из отмеченных выше недостатков следует, что такая контрольная запись будет иметь заведомо внесённые искажения на краях слышимого диапазона частот: завал на суб-НЧ диапазоне, и подъем в верхней части ВЧ. Остаётся надежда на то, что середину воспринимаемого частотного диапазона контрольная запись «с ноля» может передать наиболее адекватно.

Если это предположение верно, тогда контрольные записи «с ноля» смогут помочь в одном очень важно деле — в деле сравнительной оценки работы связки кроссовер–излучатель. Действительно, человеческий слух наиболее детализированно воспринимает «вокально-инструментальный» диапазон частот от 100 Гц до 3000 Гц. Но именно в этот диапазон частот попадает область сведения полос НЧ и ВЧ излучателей коаксиального громкоговорителя.

Большинство опубликованных в интернете записей звучания акустических систем сделаны на микрофон, размещенный вдали от акустической системы. Тем не менее, иногда попадаются записи, снятые микрофонами почти что «с ноля».

Итак, ниже приведена подборка записей звучания акустических систем. В тех местах, где необходимо, даны соответствующие пояснения.

Система
Контрольный тест