Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy
Здесь я собираю информацию по обслуживанию и легкому ремонту головок Tannoy. Сразу скажу, что в случае поломки акустической системы, необходимо проводить её ремонт и восстановление в специализированных организациях. Некоторые операции требуют опыта, сноровки и дополнительного инструмента. Тем не менее, собранная информация может быть полезна и обычному пользователю (или как пишет Tannoy — владельцу) в познавательных целях.
К операциям по обслуживанию я отнесу следующие действия:
В части возможного ремонта акустических систем можно перечислить следующие операции:
Для обслуживания и ремонта желательно заранее изучить последовательность операций по разборке и заранее подготовить необходимые инструменты и оснастку:
Как ни странно, но помимо сохранения эстетического вида, регулярная и аккуратная очистка от пыли и грязи обеспечивает возможность длительной эксплуатации. Для этого необходимо напомнить несколько моментов:
В тех случаях, если кабинет отделан натуральным шпоном дерева, пропитанным маслом или воском, производитель даёт свои рекомендации по уходу в инструкции владельца акустической системы. В некоторых моделях в заводской поставке прилагается специальный набор для этих целей.
Запылённые внутренние объемы корпуса можно очистить влажной тряпкой или пылесосом, стараясь не задеть и не повредить внутреннюю проводку и частотный фильтр.
Если рама защитного экрана выполнена из неразмокаемого материала, то ткань защитноых экранов можно очистить, поместив экраны в теплую воду или под струю теплой воды. Иначе можно использовать влажную салфетку или пылесос.
Пластиковые конусы НЧ-диффузоров меньше всего боятся влаги. Бумажно-композитные диффузоры тоже можно очищать от пыли влажной салфеткой, но желательно контролировать их намокание. А если уж заметное количество влаги впиталось в бумажную композицию, необходимо удалить остатки влаги и дать диффузору время для высыхания использованием.
В комплекте к акустическим системам с восковым покрытием от производителя идут расходные материалы для обслуживания кабинетов. Для сохранение внешнего вида рекомендуется периодически восстанавливать восковое покрытие.
Бумага очень хорошо впитывает влагу, поэтому при сильном увеличении влажности окружающего воздуха бумажно-композиционные НЧ-диффузоры насыщаются влагой и частично теряют свою конструкционную жёсткость, что сказывается на качестве воспроизведения звука.
Для защиты от влаги рекомендуется пропитывать бумажно-композиционныен НЧ-диффузоры композициями синтетического латекса на водной основе, например, прозрачный L или чёрный LK.
Заводская защитная пропитка подвесов диффузоров со временем стареет и высыхает. В зависимости от типа материала подвеса используются разные виды защитных полимерных составов.
Для защиты от влаги рекомендуется пропитывать текстильные подвесы композициями синтетического латекса на водной основе, например, L или чёрный LK.
Ферромагнитная жидкость в магнитном зазоре ВЧ-излучателя предназначена, с одной стороны, для улучшения теплоотвода, а с другой — и для демпфирования колебаний (то есть для снижения механической добротности). Основой ферромагнитной жидкости выступает теплопроводящее масло, которое в зависимости от решаемой задачи может иметь разную вязкость (от 25cP до 10000cP).
А для того, чтобы жидкость не вытекла из магнитного зазора и всегда оставалась в нем, в масло добавляют ферромагнитные частицы, которые поверхностным смачиванием удерживают масло в магнитном поле в зазоре между магнитопроводом и звуковой катушкой ВЧ-излучателя.
Но со временем ферромагнитная жидкость может потребовать замены. Она может высохнуть от времени, либо от сильного перегрева звуковой катушки в результате перегрузки мощным входным сигналом.
Для замены рекомендуют ферромагнитные жидкости производства Ferrotec с вязкостью 200сР из серии L на эстеровом масле для твиттеров и супертвиттеров с повышенной коллоидной стабильностью на высоких частотах.
См. также:
Вмятины и царапины металлических грилей можно исправить выпрямлением и повторной окраской. Но при повреждении полотна текстильных защитных экранов потребуется приобрести акустическую ткань подходящего размера.
При перетяжке акустической ткани можно использовать мебельный степплер, если рама выполнена из дерева, фанеры или ДВП. В случае, если рама выполнена из твердого материала (например, из пластика), можно использовать термоклей.
См. также:
Мелкие царапины на лаковом покрытии устраняются полировкой. Если покрытие выполненно шеллаком, то поврежденное место можно нагреть феном и затереть мягкой салфеткой или микрофиброй.
Отслоения небольших участков шпона можно подклеить столярным клеем. Для устранения вздутий придется воспользоваться шприцем для введения клея под вздувшийся участкок шпона. Затем необходимо разгладить поврежденный участок утюгом (на средней мощности).
Для укрепления «усталых» бумажно-композиционных диффузоров рекомендуется пропитывать их составами на основе хитозана, например, CHITIN. Этими же составами можно фиксировать небольшие разрывы в бумажных диффузорах.
Для демпфирующего эффекта рекомендуется пропитывать текстильные подвесы композициями на поливинилацетатной основе, например, VPS.
Демпфирующие составы на основе композиции полиизобутиленов, например, PIB-D, рекомендуется наносить на текстильный подвес с обратной стороны, так как в течение своего срока эксплуатации пленки подобных пропиток остаются липкими.
Если подвес полностью потерял эластичность, стал хрупким и ломается при нажатии на него, то заниматься его восстановлением уже поздно. Тут уже нужна замена подвеса.
Слегка задубевший резиновый подвес можно размягчить жидкими силиконами. Для этого необходимо достать динамическую головку из корпуса акустической системы и промазать подвес силиконовой смазкой с двух сторон: снаружи и изнутри.
Если при промазывании подвеса ощущается разная твердость материала, то, скорее всего, в подвесе уже появились микротрещины, и полностью восстановить его эластичность уже не получится.
По сути, силиконовая смазка на время замещает высохший пластификатор, и резина частично возвращает утерянную эластичность.
Не рекомендуется размягчать резиновый подвес бензином. Он разрушает эластичные полимеры резины. При впитывании бензина резина на время, действительно, может стать мягче, но после его испарения в итоге она становится ещё жёстче, теряя остатки эластичности.
Обмоточные провода, используемые в звуковых катушках, представляют собой медные (реже алюминиевые) моножильные проводники круглого или прямоугольного сечения, покрытые изоляцией. В качестве изоляции медных проводников зачастую используется тонкий слой эмали на базе винифлекса (поли-винилформальэтилаль), полиэфиримидного или полиамидного лака.
Перед пайкой эмалированного провода необходимо очистить место пайки от изоляции и облудить припоем. Для тонких обмоточных проводников звуковых катушек не рекомендуется очищать изоляцию механическим способом (зачистка ножом или зашкуривание), так как механическая очистка приводит к утончению сечения жилы проводника, а также может привести к обрыву тонкого провода.
Для удаления лака на тонких обмоточных проводах рекомендуют использовать паяльный кислотный флюс, либо облудить место пайки в ацетилсалициловой кислоте (в таблетке «аспирина»)
Гибкие провода, подводящие сигнал к НЧ-звуковой катушке, представляют собой плетёный многожильный провод, состоящий из очень тонких жилок. При пайке с обильным флюсом они быстро втягивают припой на большую глубину, из-за чего после отвердения припоя значительный отрезок гибкого подводящего провода потеряет свою гибкость. Поэтому при пайке необходимо соблюдать аккуратность, не перегревать, следить за количеством припоя и флюса.
Обрыв провода в ВЧ-излучателе от перегрузки входной мощности является довольно распространённым явлением. В отличие от НЧ-звуковой катушки, ВЧ-катушка наматывается более тонким проводом, который перегорает от перегрузки гораздо быстрее.
Зачастую можно восстановить работу ВЧ-катушки, так как чаще всего провод перегорает на внешних витках намотки. Перед тем как принимать решение о замене или перемотке катушки, можно аккуратно удалить остатки отгоревшего конца обмоточного провода и отмотать несколько витков, чтобы подпаять жилу к входной клемме.
Индуктивность восстановленной катушки будет немного меньше исходной, соответственно, немного уменьшится мощность мотора ВЧ-излучателя, немного снизится чувствительность.
Серьезные повреждения лакокрасочного покрытия переднего фланца корзины сильно влияют на внешний вид акустической системы. Для исправления ситуации необходимо подобрать подходящего цвета эмаль и подготовить излучатель к покраске. При подготовке к покраске сначала необходимо защитить укрывочным материалом (многослойная бумага, малярная лента) все части излучателя, не требующие окраски.
Проще всего выполнять окраску корзины после разборки излучателя, хотя можно и в собранном виде подготовить к окраске. Но в последнем случае желательно предварительно снять верхнее декоративное кольцо, чтобы гарантировать сохранение внешнего вида этого кольца.
Не все поврждения ремонтопингодны, в некоторых случаях эффективнее разобрать излучатель и заменить поврежденную деталь. В продаже еще встречаются ремонтные комплекты, донорские детали, а также аналоги оригинальных деталей. В этом разделе я собираю информацию по ремонтным деталям.
Акустические терминалы ломаются редко, но при необходимости их несложно заменить, так как в большинстве моделей Tannoy акустические терминалы установлены на резьбовом креплении.
Для уплотнения зазора между корзиной излучателя и корпусом акустической системы применяют прокладки в виде шнуров или колец. В последнее время наибольшее распространение получили поропластовые кольцевые уплотнители. От старости или в результате неудачного ремонта прокладка может прийти в негодность и требовать замены.
В некоторых особых случаях можно самостоятельно изготовить ремонтную прокладку из подручных мягких материлов (тонкого войлока, резины или вспененных материалов). Но удобнее найти подходящий готовый уплотнитель. Так, для 250 мм (10") излучателей Tannoy 2505, 2507, 2513, 2516, 2518, 2520, например, очень хорошо подошло кольцо 245×219×13×2 мм, доступное в продаже.
Для замены подвижной системы НЧ-излучателя можно воспользоваться имеющимся предложением от The Speaker Exchange | Tannoy Recone Kits
Типоразмер | Ремкомплект |
300 мм (12") |
Неоригинальный ремкомплект для замены 300 мм диффузора. См. источник Оригинальный ремкомплект Tannoy 7900 0009 для замены диффузора на Tannoy HPD/315/8 в акустических системах серии Monitor HPD. См. источник |
380 мм (15") |
Неоригинальный ремкомплект для замены 380 мм диффузора. См. источник Оригинальный ремкомплект Tannoy 7900 0008 для замены диффузора на Tannoy HPD/385/8 в акустических системах серии Monitor HPD. См. источник Оригинальный ремкомплект Tannoy 7900 0646 для замены диффузора на Tannoy 3816 в сценических мониторах Tannoy V15. См. источник |
В коаксиальных головках калибра 165, 200, 250 мм (6.5", 8", 10"), имеющих ВЧ-излучатель с 25 мм (1") диафрагмой, применяются НЧ-звуковые катушки на каптоновом каркасе рабочим диаметром 42,1 мм (1.66"), высотой 33 мм и длиной намотки провода 10 мм (4,5 Ом).
Излучатель | Типоразмер катушки | Параметры | Центрирующая шайба |
250 мм (10") | |||
2505, 2513, 2518 | 42 мм (1⅓") |
|
|
300 мм (12") | |||
HPD/315/8 | 50 мм (2") |
|
|
3149, 3169R | 50 мм (2") |
|
|
В излучателях Tannoy используются текстильные центрирующие шайбы горячего формования с пропиткой бакелитовым лаком. Для ремонта центрирующей шайбы в 10" 2518 я попробовал заказать новую аналогичную шайбу 142×38,5 мм, у которой число волн оказалось аналогичным оригинальной шайбе. Мне повезло, что и жёсткость шайбы тоже оказалась аналогичной. Единственное, при установке я чуть расширил внутреннее отверстие до 42 мм. В дальнейшем, замеры амплитудно-частной характеристики не выявили существенных ухудшений по сравнению с оригиналом.
Для обслуживания и ремонта желательно заранее изучить последовательность операций по разборке.
В разных моделях акустических систем можно встречить различные способы крепления защитных экранов:
В сценических акустических системах в качестве защитных экранов часто применяется металлическая сетка, которая крепится к корпусу на винтах/шурупах. Следует учитывать, что в некоторых таких моделях края защитных экранов дополнительно посажены на двухстроннюю липкую ленту (например, в Tannoy i8/T8, Tannoy i12/T12).
В большинстве моделей, предназначенных для домшнего использования, панель акустических терминалов снимается легко. Достаточно открутить несколько винтов/шурупов.
В сценических мониторах (например, в Tannoy i12/T12) акустические терминалы могут являться частью кроссовера, который снимается изнутри корпуса. Поэтому потребуется сначала снять гриль, потом вынуть динамик, и только потом открутить изнутри доску кроссовера с акустическими терминалами на ней.
В акустических системах домашнего применения и некоторых небольших сценических мониторах можно встретить очень компактные моноблочные кроссоверы с плотным монтажом, которые крепятся сзади на панель акустических терминалов. В таких случаях достаточно открутить и вынуть панель акустических терминалов.
За исключением указнных случаев, частотные фильтры крепятся изнутри корпуса на винтах/шурупах, хотя в редких случаях можно встретить крепление на пластиковых клипсах или даже на термоклей (например, в серии Sensys).
Головки громкоговорителей Tannoy крепятся в корпусе винтами и шурупами с разными головками:
В акустических системах Tannoy (кроме систем с компрессионными ВЧ-излучателями в коаксиальных головках) для уменьшения внутренних вибраций зачастую излучатель через невысыхающую каучуковую мастику опирается на внутренние распорки корпуса акустической системы. Если корпус системы небольшого размера, то зачастую можно вытолкнуть динамик изнутри через снятую панель акустических терминалов сзади.
Если крепеж откручен, а динамик не идёт наружу, и подтолкнуть его сзади никак не получается, тогда надо искать способы аккуратно его поддеть спереди так, чтобы не повредить лицевую поверхность корпуса акустической системы.
Стоит напомнить, что ремонтные комплекты излучателей для акустических систем Tannoy серии Definition DC и Revolution DC идут вместе со сменным лицевым накладным декоративным кольцом. Это означает, что если после съема головки планируется обратная установка её на место, то необходимо использовать пластиковые лопатки-съемники, чтобы аккуратно отделить декоративное кольцо от фланца снимаемого динамика.
Перед отсоединением сигнальных проводов, запишите или сфотографируйте схему коммутации (какого цвета провода к какой клемме подключается). При отлкючении сигнальных проводов от ВЧ-излучателей с волноводом типа «укороченный тюльпан» соблюдайте аккуратность, так как у них сигнальные клеммы конструктивно имеют очень слабое крепление, и их легко отломить.
Кстати, если при отсоединении «лопатки» приходится прикладывать чрезмерное усилие (такое, что уже болят пальцы), рекомендуется тонкой плоской отверткой слегка разогнуть прижимы лопатки.
Компрессонные ВЧ-излучатели («перечницы») снимаются откручиванием винтов задней крышки.
ВЧ-излучатели коаксиальных головок с волноводом типа «тюльпан» и «укороченный тюльпан» снимаются вместе с собственной магнитной системой и волноводом. Для этого достаточно открутить три винта с головокй под шестигранный бит.
Перед разборкой на этапе съема головки громкоговорителя необходимо зафиксировать полярность подключения акустических проводов.
Компрессионные ВЧ-излучатели с рупорным волноводом имеют обратный тип установки диафрагмы, поэтомоу достаточно снять декоративный колпак мотора коаксиального излучателя и открутить винты крышки задней компрессионой камеры для доступа к ВЧ-диафрагме.
Диафрагмы ВЧ-излучателей с рупорным волноводом типа полутюльпан, тюльпан, супертюльпан собраны в едином пластиковом корпусе вместе с элементами ВЧ-волновода.
Диафрагмы ВЧ-излучателей с рупорным волноводом типа укороченный тюльпан собраны в необслуживаемом едином пластиковом корпусе вместе с элементами ВЧ-волновода с неодимовой магнитной системой. Корпуса таких ВЧ-излучателей имееют герметичный клеевой шов, и их конструкция не подразумевает обслуживание.
Для разборки подвижной части НЧ-излучателя потребуется отклеить от корзины подвес и центрирующую шайбу. Процедура размягчения клея хорошо применима для текстильных подвесов и текстильных центрирующих шайб. Для этого можно использовать растворители.
Поропластовые подвесы после разборки не подлежат повторному использованию, так как разрушаются под действием растворителей.
Если не планируете перекрашивать фланец излучателя, то необходимо защитить его от воздействия растворителя. Надо фигурно закрыть его, например, малярной лентой.
Для краткосрочного локального действия подходит быстроиспаряющийся ацетон. А для отклейки всей детали по её периметру лучше подходит менее летучие растворители, например, ксилол.
Чтобы минимизировать повреждения текстиля подвеса и центрирующей шайбы, лучше использовать пластиковые лопатки. Да, растворитель их постепенно сточит, но лопатки — это расходный материал.
Сперва, необходимо размягчить клей уплотнительного (декоративного) кольца, потом снять кольцо (или то, что от него останется).
Далее, надо размягчить клей подвеса и, поддевая лопаткой, постепенно отделить от фланца. Аналогично необходимо поступить с центрирующей шайбой. Затем, пользуясь подходящим моментом (пока растворитель еще до конца не высох), надо удалить остатки клея с тех деталей, которые планируется повторно использовать (например, с корзины).