Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy
Григорий Джаникян (dzhanikyan@gmail.com)
15 января 2023 г.
А теперь на примере двух динамических головок разного размера (см. рис. 1) и с разными параметрами (см. рис. 2) Monitor Gold 12 и 15 посмотрим, как решил эти важнейшие вопросы бренд Tannoy?
Наплевав не только на Max./Gr. :-))), но и на параметры Тиля-Смолла (см. рис. 2), произоводитель тупо подключил Monitor Gold 12 и 15 к одной и той же схеме кроссовера (см. рис. 3).
А очень просто. Ведь к тому времени аудиомаркетинг уже вырастил армию аудиофилов-брендопоклонников, далеких от музыки и самостоятельного мышления, которым при наличии легенды позабористее и фирменных фишек пооригинальнее можно продать всё, что угодно.
В случае с серией Monitor Gold — золотое названиее серии и бессмысленная, более того, вредная система регулировок ВЧ, которая состоит из регулировки общего уровня «Treble Energy», завязанной на автоформер, и регулировки верхнего среза «Treble Roll-Off».
Вредная потому, что любая попытка изменения АЧХ у АС с верным тональным балансом (который подразумевается у мониторов по-умолчанию), может его только сбить и тем самым нарушить адекватность воспроизведение музыки. И без этой регулировки бренд Tannoy отлично обходился как в трёх предыдущих сериях Monitor меломанских времен (усл. «Monitor Black«, «Monitor Silver«, «Monitor Red«), так и во всех сериях для музыкантов и озвучки общественных мест, т.е для нормальных людей. Но намертво внедрил эти регулировки в сериях для аудиофильствующих «богатеньких буратин« Prestige и Kingdom, сделав ее их визитной карточкой наравне с не менее дурацким золотым ключиком (см. рис. 4).
А когда через непродолжительное время звук подобных АС перестает устраивать даже аудиофила, тот бежит на аудио форумы послушать в исполнении тамошних гуру ораторию «Разведем лоха на бабки»:
После чего услышит финал аудиофильской оратории.
И ввиду того, что оставаясь все тем же аудиофилом, по прежнему не имеющим надежных критериев отбора, разумеется купит самые... шикарные.
Так что, если кому то из аудиофилов, надоел бесконечный перебор непонятно чего, сопровождаемый неизбежной потерей времени нервов и денег и захотелось музыки, то пусть обращается к культурным и хорошо ориентирующимся в музыке специалистам из советских времен, пока те еще живы. Глядишь, и меломана из него сделают. И он, перестав быть тем, кем он был, достигнет катарсиса, прослушав шедевр «Каким ты был, таким остался» (фрагмент из к/ф «Кубанские казаки»).
Может мне поступить как мой знакомый, который спалив ВЧ на своих 35АС-012 («Radiotehnika S-90»), заменил их китайскими пъезо-электрическими (отмотав от звуковых катушек последних некоторое количество витков, выставив тембры усилителя на максимум и подстроив на компе эквалайзер), добился лучшего чем с родными 10ГД-35 звучания, с чёткими и кристально чистыми ВЧ?
Ответ специалиста из советских времен:После чего будете все реже и реже включать свои «улучшенные» АС. Ибо музыка, воспроизводимая ими, уже не будет волновать вас, как прежде.
А ввиду того, что необходимая подстройка фильтров под другие динамики сопряжена с намного большими трудностями, чем можно предположить до ее начала, и требует достаточно продолжительного труда специалиста моего уровня, у вас есть всего два пути: найти исправные 10ГД-35, или идеально восстановить сгоревшие.
Простое воспроизведение нотной записи — не складывается в музыку (как текст, читаемый вместо актёра диктором, не складывается в пьесу) вызывая тоску у слушателя. А уровень оркестра зависит от уровня культуры и знаний дирижёра, объясняющего музыкантам, какие природные стихии, настроение или героев они должны изображать и как именно должны это делать, чтоб слушатель понял и поверил в них. Без чего музыка не состоится. Ибо, этого нет в нотных записях. Информация высшего уровня о содержании музыки содержится в: названии произведения, пояснениях композитора, сюжете, если оно с сюжетом, и в словах, если с вокалом.
Аудиокомпоненты вносят не столько физические искажения АЧХ, сколько заметные лишь на слух человека. Заметные стабильно и влияющие на получение или неполучение искомого точного соотношения передачи тех частотных поддиапазонов, на баланс которых остро реагирует слух человека при прослушивании музыки.
При малейших неточностях которого не слышно, что изображают музыканты, какие художественные образы создают тонкими колебаниями ритма и интонаций.
Проблема получения адекватного (увлекательного) звучания музыки зависит не от всего диапазона, а от соотношения уровней воспроизведения нескольких частотных поддиапазонов между собой. Необходимо верное соотношение которых, АС нарушают ввиду неизбежной кривизны своих АЧХ.
АС с относительно ровной АЧХ, но с нарушением точного соотношения частот, используемых слухом для опознания художественного содержания музыки, слушать абсолютно неинтересно.
И наоборот, АС (обычно винтажные) с точным балансом частот, используемых слухом для опознания художественного содержания музыки, но с заметными подъёмами и провалами АЧХ в остальном диапазоне, звуча окрашено, ненатурально, а порой и дискомфортно, музыку передают так, что выключать их не хочется.
Аудиофилы, знакомые с этим феноменом на практике, не знают его причин. Так как для их выяснения, требуется несколько десятилетий практической работы по созданию аппаратуры, хорошо ориентирующегося в музыке специалиста. Являющегося для АС не столько компоновщиком деталей, подобно 99% современных далеких от музыки аудиоконструкторов, мыслящих исключительно в пределах «технического задания», сколько аналогом дирижера. Без чьих «пояснений» компоненты АС никогда не превратятся в ансамбль, воспроизводящий музыку.
По графикам АЧХ (сильно зависящим от методов измерений), АС оценить не получится. По конструкции и типу динамиков — тоже. Подбор номиналов элементов фильтра во время поиска лучшего музыкального баланса, меняет звучание АС на одних и тех же динамиках от ужасного до прекрасного. При том, что микрофонные измерения этой разницы не показывают.
Так что, правильный выбор АС возможен только на слух меломанов — слушателей обладающих музыкальной культурой. Не выслушивателей звуковых и пространственных эффектов — аудиофилов, вечно выбирающих какую то антимузыкальную дрянь. И, тем более, не их конечной стадии — аудиотов-брендопоклонников, выбирающих с точностью до наоборот. Легко опознаваемых по изречениями в духе — «Сложно найти что-то кривее S-90».
Ниже в качестве наглядного примера уровня понимания аудиофилами как воспроизведения музыки, так и искусства в целом, вниманию читателей предлагается тема «Вопрос по "изобразительному искусству". Хотелось бы прояснить отдельно» с почившего в бозе форума Hi-Fi.ru. В ходе своего развития данная ветка форума стала весьма неудобной для этого рассадника аудиофилии. Поэтому её сначала закрыли для комментирования, а потом и вовсе удалили с подачи администрации форума, которая всегда костьми ложилась за интересы аудиопрома.
Из более или менее конструктивного сохранил, что успел. И чувствуя себя эдаким аудио Вергилием, желаю читателю нескучного чтения.
Далее, рассматриваемый вопрос аудиотизма стоит проиллюстрировать на обсуждении моделей АС фирмы Westlake Audio.
Фрагмент темы «Quad-Amping Westlake HR-1VF, Сведение и Настройка» участника Mikhail Kobyatskiy
Фрагмент темы «Quad-Amping Westlake HR-1VF, Сведение и Настройка» участника Mikhail Kobyatskiy:
Фрагмент темы «Westlake Audio - Что делать» участника Doomsmith:
Фрагмент темы «Старые песни о главном - Westlake BSSM 15 VHF, Повесть об украденных низах» участника Landau:
Westlake SM-1 Tower |
Westlake BBSM 15VNF |
Tannoy I8, T8, V8 |
Dorius (Tannoy 2062G) |
Tannoy 15 DMT mk II |
Tannoy 215 DMT mk II |
||
Частотный диапазон (по уровню ±3 дБ) Frequency Response (±3 dB) |
Гц Hz |
23—20 000 | 38—18 000 | 65—22 000 | 38—22 000 | 38—25 000 | 35—25 000 |
Электрическая мощность Power Handling | Вт W | ||||||
cредняя average |
400 | 200 | 130 | 200 | 500 | ||
музыкальная programme |
– | – | 260 | 400 | 500 | ||
пиковая peak |
1200 | 600 | 520 (10 мс) | – | – | ||
Чувствительность (1 Вт на 1 м) System Sensitivity (1W @ 1m) |
дБ dB |
101 | 99 | 95 | 99 | 101 | 104 |
Максимальное звуковое давление (с 1 м) Maximum SPL (@ 1 m) |
дБ dB | ||||||
cредняя average |
130 | 125 | 122 | 126 | 130 | 134 | |
музыкальная programme |
– | – | 125 | 129 | 133 | 137 | |
Полное электрическое сопротивление Impedance |
Ом оhm | ||||||
номинальное nominal |
4 | – | 8 | 8 | 8 / 4 | ||
минимальное minimal |
2 | – | 6,4 | – | – | ||
Излучатели Drivers |
2 × 18" LF, 12" MF, 2" LHF, 1" HF, 0.5" SHF |
2 × 15" LF, 10" MF, 1" HF |
8" Tannoy Dual Concentric 2062 | 15" Tannoy Dual Concentric 3833GG | 15" Tannoy Dual Concentric 3833GG, 15" Tannoy 3834GG |
||
Частота раздела полос Crossover Point |
Гц Hz |
200, 800, 3200, 10 000 |
350, 1600 |
1700 | – | 1100 | 250, 1500 |
Акустическое оформление Enclosure |
– | – | фазоинвертор | многокамерный акустический трансформатор | фазоинвертор | фазоинвертор | |
Внутренний объем Internal Volume |
л litre |
– | – | 17 | – | 140 | 300 |
Размеры Dimensions |
см cm |
191 × 101 × 75 | 151 × 53 × 66 | 39 × 28 × 27 | 104 × 26 × 37 | 84 × 55 × 44 | 79 × 91 × 56 |
Вес Weight |
кг Kg |
442 | 236 | 8,2 | 35 | 45 | 85 |
Минимальное рекомендуемое расстояние прослушивания Minimal listening distance | м m | 6 | 5 | 0 (хоть как наушники :-) 0 (like headphones :-) |
|||
А теперь сравните минимальное рекомендуемоя расстояние прослушивание с тем расстоянием от АС, на котором должен находиться слушатель, чтобы ощутить звуковое давление, эквивалентное посещению концертного выступления: | |||||||
Уровень звукового давления на концертном выступлении | дБ | Максимальное расстояние, с которого АС в состоянии обеспечить звуковое давление эквивалентное оригинальному (м) | |||||
Deep Purple | 117 | 6 | 3,6 | 1,8 | 2,8 | 4,2 | 7 |
LSO (БСО) | 120 | 4,2 | 2,2 | 0,9 | 2 | 3,2 | 5 |
Iron Maiden | 124 | 2,7 | 1,6 | 0,3 | 1,3 | 2 | 3,2 |
AC/DC | 130 | 1,5 | 0,8 | 0,2 | 0,7 | 1 | 1,8 |
Rolling Stones | 132 | 1,1 | 0,5 | 0,1 | 0,5 | 0,8 | 1,3 |
Расстояние, на котором АС могут обеспечить звуковое давление, как на концерте, приведено только для усредненного значения электрической мощности (Average Power Handling), так как Westlake вместо показателя музыкальная электрическая мощность (Programme Power Handling) почему-то приводит только пиковую электрическую мощность (Peak Power Handling). При этом, в отличие от Tannoy, как-то «забыв» указать те ничтожные 10 миллисекунд, через которые их расчудесные АС сгорят от такой подводимой мощности.
В итоге, с топовыми полутонными Westlake SM-1, распиаренными — дальше некуда, их владельцы, отвалив за них аж $300 000 (как видно из таблицы выше), не попадают не только на концерты большинства рок-групп, но и на концерты большого симфонического оркестра (БСО). Что особенно обидно и вызывает у любого нормального человека заномерный вопрос: за что эти жертвы аудио-маркетинга отдают свои честно наворованные деньги?