Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy

«Пустота»

Voxativ Ampeggio — кустарщина

Григорий Джаникян (dzhanikyan@gmail.com)
09 февраля 2021 г.

Дизайн

Дизайн Voxativ Ampeggio — издевательство над вкусом из 60-х годов ХХ века. Мне — скульптору по образованию, внешний вид системы говорит о том, что проектировал дизайн человек, не имеющий не то, что художественного образования, а элементарного вкуса (см. рис. 1, 2 и 3).


Рис. 1, 2, 3. Рядом с Tannoy Westminster Royal GR видно, что место этим Voxativ Ampeggio в туалете

Рупор

«Рупор» — бутафория. Размер устья для свободного пространства (когда рупор излучает во все 8 квадрантов) считается по формуле:

rm = с / (2π × FC),

где:
rm — радиус устья; с — скорость звука (34 290 см/с); FC — частота среза рупора.

Например, для воспроизведения 30 Гц требуется устье с радиусом rm = 182 см. А у Voxativ, исходя из их размеров 120 × 40 × 40 см (В × Ш × Г), устье в лучшем случае имеет размеры 36 × 36 см. То есть rm = 20,3 см, а FC = 270 Гц.

Совершенно не смешно также видеть параллельные стенки какого-то гибрида предрупорной камеры с началом рупора (см. рис. 4), где правее показано — какие размеры устья для какой частоты среза рупора FC.


Рис. 4. Для FC = 30 Гц устье рупора должно быть диаметром 182 см

Особо зомбированные, для которых факты, приводимые каким-то «совком», и фактами-то не являются, могут сравнить с изделиями такой приличной (за бугром и такие бывают) конторы, как Avantgarde Acoustic. У которой даже СЧ-рупор имеет rm = 47,5 см, т. е. FC = 115 Гц (см. рис. 4).

Динамик

В Ampeggio использован широкополосный динамик сомнительной конструкции с кривейшей АЧХ и смешным частотным диапазоном 180 Гц – 9 кГц по уровню −3 дБ. Да, именно такой диапазон, если не быть ослом, соглашающимся с маркетологическим уровнем по −20 дБ. Если у нормальных «широкополосников» диаметр ВЧ-рупорка в 3 раза меньше диаметра НЧ-диффузора (см. рис. 5), то у Voxativ он составляет аж 65% последнего!


Рис. 5. У нормальных «широкополосников» диаметр ВЧ-рупорка (визера) в 3 раза меньше диаметра НЧ-диффузора

Вследствие чего этот ВЧ-рупорок:

  1. перекрывает большую часть его площади, а следовательно НЧ излучения, которого там и без этого — кот наплакал;
  2. ввиду большой длины и диаметра, трясётся как в эпилептическом припадке (см. рис. 6, а необходимые изменения смотрите на рис. 7).

Рис. 6. Большой размер ВЧ-рупорка приводит к проблемам.

Для уменьшения негативных последствий необходимо было бы уменьшить размер визера (подвижной части). А для сохранения необходимого уровня звукового давления надо было бы поместить визер внутрь неподвижного рупора (см. рис. 7).


Рис. 7. Конструктивные варианты сокращения негативных последствий

Вышеуказанные проблемы приводят к провалу −4 дБ на 950 Гц, а в диапазоне от 2 кГц до 9 кГц получаем частокол пиков +6 дБ. Провал не убрать, а для сглаживания пиков, потребуется аж 4 цепи коррекции, которые накроют звук «одеялом» такой толщины, какая не «снилась» даже самому бездарному кроссоверу (см. рис. 8).


Рис. 8. Вследствие слишком большого диаметра визера НЧ потеряны, СЧ провалены в самом ответственном месте, а ВЧ неровны и задраны

А точное подавление пиков цепями коррекции, ввиду всё более дико трясущегося с повышением частоты модуля импеданса, будет всё более проблематичным (см. рис. 9).


Рис. 9. Разброс значений модуля импеданса с ростом частоты. См. источник

Зная корявость своих 8" динамиков, производитель-кустарь рекомендует слушать их с расстояния не менее 3-х метров (1). Тогда, как даже 15" Tannoy можно использовать хоть как наушники (см. рис. 10).


Рис. 10. Коаксиальные динамики можно слушать с небольшого расстояния

Но сравнивать эти Voxativ, ввиду одинаковых размеров, будем c Tannoy Dual Concentric Full Range System Type 2062, установленные в авторские корпуса Dorius, через авторский кроссовер Gr (см. рис. 11 и 12).


Рис. 11, 12. Сравнение Voxativ Ampeggio с бюджетным решением на базе коаксиальной головки Tannoy 2062. Обратите внимание, что данные по Voxativ представлены на полосе, начиная от 300 Гц.
Voxativ Ampeggio $49 500Tannoy 2062 + Dorius + Gr

Импеданс
минимальный
10,4 Ом
номинальный
8 Ом
минимальный
6,4 Ом

Электрическая мощность
средняя
50 Вт
программная
100 Вт
средняя
130 Вт
программная
360 Вт
пиковая
520 Вт
Чувствительность (на 1 Вт на 1 м) 98 дБ 95 дБ

Максимальное звуковое давление

долговременное
116 дБ
пиковое
122 дБ
Частотный диапазон (−3 дБ) 180 Гц – 9000 Гц 38 Гц – 22 000 Гц
Дисперсия 90°
Искажения II гармоника III гармоника II гармоника III гармоника
250 Гц 0,16% 0,14%
1 кГц 0,09% 0,53%
10 кГц 0,53% 0,17%
Размер и тип излучателя 200 мм X, X2, XHB 200 мм коаксиальный Tannoy 2062
Габариты 1200 × 400 × 400 мм 1040 × 255 × 370 мм
Вес 55 кг 35 кг

(1) Цитата из Stereophile — Aug 10, 2011
Оставить достаточно места между слушателем и АС — оказалось хорошей идеей потому, что Voxativ требовалось пространство для глушения «выхода» звукового сигнала. (2) Позиционирование Ampeggio требовало оптимизации и балансировки трех различных параметров: расширения низких частот, равномерности их воспроизведения и общей естественности высоких частот. Последнее требовало разворота АС под нужным углом к зоне прослушивания. Слишком мало, и высокочастотный отклик становится неровным и суетливым в центральной точке прослушивания. Слишком много, и максимумы падали преждевременно. (3)

Примечание от Griroriy:
(2) А говоря прямо — замазывания банальной кривизны АЧХ.
(3) Вот он - малый угол дисперсии, который, как и многое другое, в технических характеристиках (см. таблицу выше) не приводится производителем неспроста.

Вот, имеющийся в сети пример записи звучания Voxativ Ampeggio (композия Buddy Guy — Anna Lee)

КомпозицияКонтрольные примеры
Buddy Guy — Anna Lee
Исходная запись:
Voxativ Ampeggio:

Кстати, главная причина мультяшно-корявого звучания Voxativ Ampeggio по моему в том, что со снижением частоты у них не только падает уровень звукового давления но и не увеличивается время затухания (во всяком случае на видимой части графика), что не совсем нормально. И, что кое кто, наплевав на законы физики, преподносит не как фундаментальный изъян, а напротив — как большое достоинство (см. рис. 12). Кроме того, там же (см. рис. 12) видны, не только несравнимо более ровная АЧХ динамика Tannoy Dual Concentric Full Range System Type 2062, но и одинаково ламинарное затухание от 400 Гц до 20 кГц. Что и обуславливает его прекрасное и естественное звучание (cм. файл с контрольными записями):

КомпозицияКонтрольные примеры
Wynton Marsalis, Mark O'Connor, Frank Vignola, Jon Burr, Jane Monheit — As Time Goes By
Исходная запись:
Tannoy 2062 в оформлении Dorius с кроссовером Gr
Mark O'Connor, Frank Vignola, Jon Burr, Philip Braham, Mark O'Connor Hot — Limehouse Blues
Исходная запись:
Tannoy 2062 в оформлении Dorius с кроссовером Gr
Ike Turner — Jazzy Fuzzy
Исходная запись:
Tannoy 2062 в оформлении Dorius с кроссовером Gr
Archie Shepp — Alone Together
Исходная запись:
Tannoy 2062 в оформлении Dorius с кроссовером Gr

И, чтоб больше не было разговоров об «уникальной» скорости шагового отклика 8" Voxativ Ampeggio, с его всего-то 10-12 граммовой подвижной массой, привожу таковой показатель от 10" Tannoy Monitor Gold (LSU/HF/III.LZ/8/U), с 30-ти граммовой массой НЧ-диффузора (см. рис. 13).


Рис. 13. Сравнение отклика легкой 8" головки Voxativ Ampeggio с более тяжелым 10" коаксиалом Tannoy Monitor Gold. См. источник

И напоследок перевод фрагмента статьи Криса Темплера из TNT Audio:

Chris Templer / TNT-AudioDIY design: horn loudspeaker for 12" Tannoy Dual Concentric drivers
Перевод с английского — Григорий Джаникян

Воспроизводить музыкальные инструменты узнаваемо — несложно и большинство динамиков с этим справляются. Получить же реальную информацию о тембре, масштабе и пространстве — в виде единого целого, как при живом исполнении, — можно только с отличными динамиками (4).

И комбинация динамика Tannoy Monitor Gold 12 и рупора Coral делает это. Моё предубеждение против использования маленьких динамиков для звуков ниже 1 кГц проистекает из физики, согласно которой с увеличением длины звуковой волны эффективный диаметр излучения громкоговорителя должен увеличиваться, чтобы обеспечить низкие искажения, широкий динамический диапазон и равномерное распределение мощности. И следующий график является наглядным представлением этого.

Излучатель Lowther имеет эффективный диаметр диффузора 7,9", что дает эффективную рабочую площадь Sd = 201 см2, а Fostex FF225WK — Sd = 220 см2.

Tannoy Monitor Gold 12 имеет эффективную рабочую площадь Sd = 528 см2, что в 2,4 раза больше, чем у Fostex. Не смотря на заявления заинтересованных продавцов 8" «мелюзги», более крупный динамик звучит более естественно, а использование меньших динамиков для тех же задач, с которыми справляются большие динамики, является большим компромиссом.

Процитируем Уильяма Р. Дадлстона из Legacy Audio:

«Площадь излучения громкоговорителя должна увеличиваться при росте длины воспроизводимой звуковой волны для того, чтобы иметь равномерное распределение мощности. Линейная выходная эффективность и динамический диапазон будут возрастать по мере увеличения площади поршня громкоговорителя и размера его двигателя. При одном и том же уровне звукового давления уровень искажений снижается при увеличении площади поршня громкоговорителя и размера его двигателя.

Показатели переходной характеристики по мере увеличения площади поршня и размера двигателя обычно улучшаются. А скептикам, всё ещё считающим, что 8" динамики «быстрее» 12", надо помнить о проблеме громкости звука».

На иллюстрации представлен готовый корпус с установленным динамиком Coral Beta 10, в которых Tannoy Monitor Gold 12 многое (в том числе и тонально) делает правильнее, чем установленная 10" головка.

Эффект кабинета проявляется только на основном конусе и имеет очень заметное увеличение чувствительности и, кроме необходимости немного поднять ВЧ, не имеет иных реальных недостатков. Звук не раздут, воспроизводится быстро и далёк от тщетных анемичных потуг драйверов типа Lowther и Fostex с задним рупором и им подобным. Воспроизводя духовой оркестр с барабанами или рок-музыку, Tannoy Monitor Gold 12, сохраняя деликатность, необходимую для слышимости палочки на мембране барабана, могут мощно ударить вас в грудь. Из-за очень малого хода конуса у них отсутствует тенденция к заполнению сложным материалом, и никогда не происходит разрушения самого диффузора. Точка раздела кроссовера находится на частоте 1 кГц, и большая часть музыки исходит от основного диффузора.

А поскольку ВЧ также нагружены рупором, все положительные моменты проявляются и там, хотя и немного мягко (5). Добавление дополнительных супертвитеров приводит всё в баланс, не умаляя общего звука и не разрушая «точечный источник», который, вероятно, связан с основной массой ВЧ-звука, исходящего от Tannoy. Которые, если нужно, могут играть очень громко и без слышимых искажений, не нуждаясь в дополнительном сабвуфере.

Примечание от Griroriy:
(4) С отличным кроссовером, без которого не выйдет ничего.
(5) Что является не проблемой коаксиальной конструкции, а проблемой бездарной настройки конкретных кроссоверов. Если же их настроит человек, тонко чувствующий музыку, то и супертвитеры не понадобятся вовсе. А глухим к восприятию музыки, и поэтому очень упёртым технарям, пора это уже принять, как факт. Не смотря на то, что эту самую музыкальность они измерить не могут, как, впрочем, много чего ещё, реально существующего в мире. Ибо проблема неумения измерять что-либо — это проблема нечувствующего предмет в виду своего «культур-мультур».

Как видите, мифов хоть отбавляй. И если их не развенчивать, то аудио будет состоять исключительно из них и окончательно станет уделом маргиналов.

Сравните Voxativ Ampeggio хотя бы с Tannoy System 15 DMT mk II:


Рис. 15. Решение на базе Tannoy 15 DMT mk II на порядок выгоднее во всех измерениях
Voxativ Ampeggio $49 500Tannoy 15 DMT mk II $3000
Частотный диапазон 180 Гц – 9000 Гц (−3 дБ) 38 Гц – 25 000 Гц (±3 дБ)

Электрическая мощность
средняя
50 Вт
программная
100 Вт
средняя
200 Вт (RMS)
программная
400 Вт (RMS)
пиковая
600 Вт (RMS)

Импеданс
минимальный
10,4 Ом
номинальный
8 Ом

Чувствительность (на 1 Вт на 1 м)

98 дБ
в безэховой камере
101 дБ

Искажения

N/A (значит — велики)
в полосе 38 Гц — 25 кГц
< 0,5%
Дисперсия N/A (значит — узкая) 90°
Частотный фильтр Учитывая кошмарную кривизну ФЧХ, необходимо 4-5 цепей коррекции. Что гораздо хуже любого кроссовера Частота раздела полос — 1.1 кГц, НЧ-фильтр 2-го порядка, ВЧ-фильтр 1-го порядка

Управление кроссовером

в полосе 2 —20 кГц
+1,5 дБ, 0 дБ, -1,5 дБ
Излучатель 200 мм Voxativ: X, X2, XHB и другие 380 мм Tannoy Dual Concentric Full Range System Type 3833GG
Акустическое оформление Задний свёрнутый рупор 2-х портовый фазоинвертор, внутренний объем 100 л
Габариты 1200 × 400 × 400 мм 840 × 550 × 440 мм
Вес 55 кг 45 кг

P.S.

По мотивам аргументации участника форума с ником Алексей 1973:

Оригинал: https://www.hi-fi.ru/forums/topic/6014-sovremennye-shirokopolosniki/?do=findComment&comment=105536 и далее . . .

05.11.2020 в 10:25, Алексей 1973 сказал:

Берем высочайший полет инженерной мысли:

  1. не дающий ломаться диффузору, при выходе из поршневого режима;
  2. распадаться на лепестки диаграмме направленности , с повышением частоты;
  3. для излучения ВЧ — уменьшающим массу диффузора на порядок;
  4. а для НЧ — на порядок увеличивающим.
  5. Одновременно!!!
  6. без ШП грязи, решающим проблему доплеровского смещения выведением породы слушателей увлечённо прядущих ушами в такт движениям диффузоров. *

Добавляем одетую в золото длинноногую модель с этим чудом инженерной мысли в руках и широкополосник наивысшего класса для лохов — готов.

* — биоинженерия


05.11.2020 в 16:09, K_K сказал:

Voxativ хоть и похож на Лаутер внешне, но вот ход у него 10 мм.


Алексей 1973:

То есть, к изломанному от 700 Гц и выше диффузору, добавляются 10 мм хода колебаний ВЧ-излучателя!

Представляете пищалку в многополоске, прыгающую в такт басовику, ломающую фазу и корёжащую частоту, при движении диффузора вперед — увеличивающуюся, а при движении назад — уменьшающуюся.

Что, никак?!

Хреново у вас с воображением.

Только и умеете талдычить, что никакой верности воспроизведения у ШП быть не может.


06.11.2020 в 11:00, K_K сказал:

Качественность воспроизведения изложена в статьях Absolute Sound, Stereophile, 6moon и т. д. При том, с последующим приобретением.


Алексей 1973

Служащих одной цели — продать за дорого. Именно поэтому, в них всё меньше объективной информации и измерений. Вот, где с воображением полный порядок.

P.P.S.

Тут у меня каким то образом завалялась экранная копия страницы моего диалога в 2020 году с «продаватором» Voxativ Ampeggio. Этот диалог прекрасно демонстрирует уровень культуры и интеллекта этого гламурного быдла: