Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy

«Gradus per gradus»

Рекомендации Григория Джаникяна (dzhanikyan@gmail.com)
26.12.2013

Доработка кроссовера Tannoy Glenair

Коль скоро у наших британских друзей при построении фильтров появилась новая «идея фикс» шунтировать катушки индуктивности фильтра низких частот (далее — ФНЧ) RC-цепями (1), то думаю, что примера ярче, чем ФНЧ акустической системы Tannoy Glenair (по крайней мере из известных мне), не найти.

Цепями, назваными мною «воздухопроводами, меняющими частотную ориентацию басовиков». Такое название отражает, как мне кажется, личные наклонности их создателей (бытие то определяет сознание).

Внешний вид Tannoy Glenair и частотного фильтра Tannoy 1568

Так что по отработанной и, следовательно, уже понятной методике «собираем из того, что уже есть», перейду непосредственно к вариантам доработки. Дабы показать ещё раз, как сделано и как, на мой взгляд, можно было бы сделать.

Эмулятор апмплитудно-частотной характеристики (далее — АЧХ) и модуля импеданса оригинального частотного фильтра Tannoy Glenair даёт такую картину:


Эмуляция АЧХ Tannoy Glenair с оригинальным частотным фильтром 1568

На эмуляторе виден провал звукового давления в зоне 1000 Гц и видно, что басовик (синияя линия), как очумелый, лезет «помогать» пищалке (зелёная линия), оказываясь почти на её уровне.

А теперь пошаговый план доработки:


Варианты доработки частотного фильтра Tannoy Glenair

Вариант 1

Убираем LCR резонансный контур, поскольку нет смысла так давить область 130–600 Гц. Заодно меняем номинал катушки в ФНЧ второго порядка на меньший в виде освободившейся из этого контура. Тем самым выравнивая середину 350–1500 Гц. Ибо человек, любящий музыку, скорее сам удавится, чем будет давить этот участок. Про модуль импеданса писать ничего не буду – сами видите (см. область графика, помеченную оранжевым квадратом).


Эмуляция АЧХ и модуля импеданса варианта 1 + 2 доработки частотного фильтра Tannoy Glenair

Вариант 1 + 2

Убираем пресловутый "воздухопровод" в ФНЧ, чтоб басовик перестал петушить, причём чуть-ли не громче самой пищалки, благодаря чему АЧХ его (синяя кривая) выше 1000Hz радикально меняется. А освободившийся таким образом конденсатор, прибавляем к емкости ФНЧ второго порядка, для дополнительного выравнивания области 700 - 2000Hz.


Эмуляция АЧХ и модуля импеданса варианта 1 + 2 доработки частотного фильтра Tannoy Glenair

Вариант 1 + 2 + 3

Для ещё большего выравнивания 400 - 1600Hz, убираем из ФНЧ резистор.


Эмуляция АЧХ и модуля импеданса варианта 1 + 2 + 3 доработки частотного фильтра Tannoy Glenair

Вариант 1 + 2 + 3 + 4

В ФВЧ последовательно с ёмкостью, ставим оба освободившихся резистора, тем самым превращая стоящий параллельно пищалке резистор 22 Ohm, из тупой давилки корёжащей АЧХ ВЧ (см. графики http://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum44/topic74831/message1688830/#message1688830 ), в часть Г-образного аттенюатора. Хотя-бы и немного, но гасящего чрезмерный на мой взгляд энтузиазм пищалки. Ведь номинал конденсатора С-7,6uF - не шутки, так-как он самый большой для 15" динамика, с волноводами "тюльпан" на ВЧ. До Glenair 15, самым большим был номинал 6,8uF у СРА 15 , а он в свою очередь, шёл с большим отрывом, от в принципе аналогичного ему по конструкции 15DMT, с его 3,9uF.


Эмуляция АЧХ и модуля импеданса варианта 1 + 2 + 3 + 4 доработки частотного фильтра Tannoy Glenair

Последний (да и не только) пункт, можно было бы выполнить и лучше, но работаем только с тем что есть в кроссовере, не привлекая сторонних деталей.

P.S.
Интересно проследить разницу в соотношении номинала конденсатора ВЧ и внутреннего объёма 15" АС в фазоинверторном акустическом оформлении, т.е. как бы изначально установленного баланса НЧ-ВЧ:

Правда, надо ещё учитывать разницу в подходе к построению кроссоверов, а она явная. В итоге имеем: