Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy
Рекомендации Григория Джаникяна (dzhanikyan@gmail.com)
Tannoy Saturn S6LR позиционируются в качестве тыловых акустических систем многоканальной серии Tannoy Saturn. Но даже с учетом такого применения, звучат эти системы «как дрова». И, как вы уже догадываетесь, основная причина заключается не в ошибке конструкции излучателя и не в ошибке расчета корпуса. В этом легко убедиться, если подключить Saturn S6LR через один из ранее модифицированных кроссоверов.
Оригинальный кроссовер содержит ВЧ-фильтр первого порядка и НЧ-фильтр второго порядка.
При воспроизведении через оригинальный кроссовер, несмотря на отличную локализацию, музыка воспринимается скучно, с гулким призвуком. Если для более точной оценки убрать эффект стерео и слушать музыку только через одну из двух систем Saturn S6LR, то становится очевидно, что не хватает средних и высоких частот.
Измерение АЧХ (Behringer ECM8000, Steinberg UR22C) с плоскости подвеса НЧ-диффузора подтверждает общий провал СЧ и ВЧ по отношению к верхнему басу, который имеет большой пологий подъем с вершиной в области 140 Гц.
Видимо, авторы этого кроссовера стремились получить идеальную фазовую и импульсную характеристику, забыв про важнейший диапазон частот, в котором передается музыка. Кстати, если поменять полярность подключения ВЧ-излучателя, то провал на частоте 1480 Гц заменяется на подъем, но общее ощущение от прослушивания остается удручающим. Кстати, по документации частота раздела полос — 1800 Гц.
Для начала был испробован вариант Gr mk II, собранный из компонентов Tannoy i8 / V8 / T8, на котором Saturn S6LR выдал яркую середину диапазона (при инвертированной полярности подключении ВЧ-излучателя). Но при этом высокочастотных составляющих оказалось слишком много. Более того, подъем СЧ и ВЧ оказался с неприятным на слух провалом в области с 2 кГц до 5 кГц.
Стало понятно, что надо слегка прибрать работу ВЧ-излучателя. Были перепробованы несколько комбинаций положений и номиналов сопротивлений и ёмкостей ВЧ-фильтра. После чего был выбран вариант с наименьшим провалом в области 3 кГц:
Характер АЧХ доработанной системы заметно изменился (см. следующий сравнительный график). Еще важно отметить, что доработанная система звучит громче раз в два. И если не повторять калибровку уровня записи перед повторным измерением, то график АЧХ оригинального кроссовера оказывается на 4–6 дБ ниже графика АЧХ доработанной системы.
Теперь стоит перейти от слов к делу. Хотя «дело» это будет для меня в своём роде экспериментом. Я понимаю, что помещение прослушивания очень сильно влияет на восприятие воспроизводимой фонограммы. А запись на микрофон с плоскости подвеса коаксиального излучателя хоть и фильтрует возможные переотражения поверхностей помещения, но и не записывает сигнал из порта фазоинвертора.
Поэтому я решил записать отдельно сигнал с коаксиального динамика и отдельно из порта фазоинвертора, а потом свести дорожки в результирующую запись в аудиоредакторе.
Метод контроля заключается в субъективной оценке близости записанной дорожки к исходной фонограмме. Поэтому ниже выложены примеры, включающие в себя исходную фонограмму и записи её воспроизведения через разные акустические системы. Для азарта я старался выбирать те записи, для которых можно найти примеры звучания на других моделях акустических систем (ссылки сохранены).
Композиция | Контрольные примеры | |
Monique Klemann — The Look Of Love | ||
Исходная фонограмма: | ||
Tannoy Sixes 611: | ||
Tannoy Saturn S6LR: Заводской кроссовер |
||
Tannoy Saturn S6LR: Авторский кроссовер Gr mk V |
Композиция | Контрольные примеры | |
The Cranberries — Ode To My Family | ||
Исходная запись: | ||
Tannoy Revolution XT6F: | ||
Tannoy Saturn S6LR: Авторский кроссовер Gr mk V |