CoAx Concentric Acoustics

Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy

«Gradus per gradus»

Рекомендации Григория Джаникяна (dzhanikyan@gmail.com)

Westminster Royal

Реклама

Вначале процитирую текст из рекламной статьи (адаптированный перевод с английского, см. источник):

Part-Time Audiophile, March 2016
Rafe Arnott

Tannoy Westminster Royal Gold Reference — акустические системы с великолепными корпусами, изготовленными вручную лучшими мастерами из лучшей березовой фанеры, c внутренним объёмом 530 литров и весом 140 кг.

Роскошный шпон орехового дерева на панелях и вставках, золотая отделка и возврат классического логотипа Tannoy с молниями, подчеркивают королевский класс мебели, сделанной на заказ.

Сложная конструкция составных рупоров и изогнутые передние перегородки позволяют динамикам Dual Concentric «дышать», как ни в какой другой модели серии Prestige, обеспечивая поистине реальную динамику и музыкальную целостность.

У новых 15" коаксиальных динамиков Dual Concentric Gold Reference (частотный диапазон 18 Гц — 27 кГц, чувствительность — 99 дБ, пиковая мощность — 700 Вт) материал НЧ/СЧ диффузоров, сделанный как и прежде на целлюлозной основе с волокнами хлопкового дерева капок («сарос»), улучшающими отношения жесткости к весу, связан синтетическим волокном, обеспечивающим ещё более однородную механическую целостность их поверхности. Мембраны новых 2" компрессионных ВЧ-драйверов, сделанных из алюминиево-магниевого сплава, подвергнутого термообработке, оканчиваются окантовками из майлара, обеспечивающими исключительную четкость и артикуляцию, придавая звучанию Westminster Royal GR, ещё большую естественность и эффект присутствия.

Кроссоверы Dual DCT, изготавливаемые вручную из лучших аудиокомпонентов, доступных сегодня, подключены с помощью посеребренного кабеля и припоя с высоким содержанием серебра, Кроссоверы целиком подвергаются глубокой криогенной обработке, улучшающей кристаллическую структуру всех проводников на пути прохождения сигнала и приводящей к приятному, открытому и невероятно детальному музыкальному исполнению.

Новые клеммные панели с новейшими стойками для динамиков NextGen WBT-0703 обеспечивают музыкальное взаимодействие с таким же захватывающим дух масштабом, как и визуальное великолепие самих АС. Благодаря терминалам регулировок ВЧ-сигнала и решеткам из тканого материала, АС могут быть интегрированны в широкий спектр помещений и интерьеров. Westminster Royal GR — акустические системы, отдающие дань уважения десятилетиям технологии Dual Concentric и призванные стать классикой Tannoy.

Реальность


Рис. 1. Не знаю как другим, но мне кажется, что подвес касается дерева

А теперь процитирую письмо «счастливого» обладателя Westminster Royal, направленного мне по электронной почте:

По сопряжению динамика с рупором
Зазор между подвесом и горлом рупора (см. рис. 1) всё же есть (1). И составляет аж 2 мм!!! :-))) Я тоже не понимаю, как такое могло кому-то в голову прийти? Когда, к примеру, я слушаю Pink Floyd — Dark Side of the Moon в самом начале, где как бы нарастающе стучит сердце, подвес реально долбиться в дерево с соответствующим эффектом попёрдывания. «Выход» я пока нашел в смене полярности, после чего динамик стал рваться не наружу, а вовнутрь! (2) Жесть конечно.

По звуку
Что именно мне не нравится, сложно судить. С моим ламповым усилителем Tokyo Sound Valve 300:

  • НЧ — вяло-рыхлые, хотелось бы большей мощи, упругости, жесткости, атаки,
  • СЧ — хотелось бы выразительнее, а то впечатление такое, что картина звука как бы смазана,
  • ВЧ — медь, треугольник, колокольчики, хай-хет, да и вообще перкуссия, прут — вовсю! (3)

А при громкости больше 60% Tokyo Sound Valve 300 захлебывается и хрипит. Транзисторный в классе «А» Pioneer Exclusive 4A такого не делает, но и звук у него не ламповый... Кстати, Sony TA-3650 тоже чуть слабоват для них (4), но звук у него классный.



Рис. 2. Ламповый Tokyo Sound Valve 300 и транзисторные Pioneer Exclusive 4A и TA-3650

По доработке рупора
Все плиты и планки из ДСП наглухо приклеены друг к другу. Есть доступ к динамику через съёмную среднюю заднюю крышку. А спереди только прямоугольное отверстие терминала регулировок ВЧ. И всё! Это что же, в случае чего — пилить надо?!

Примечание от Griroriy:
(1) В ответ на моё замечание на форуме: «Не знаю как другим, но мне кажется, что подвес касается дерева» (см. рис. 1).
(2) То есть, в одноимённую с пищалкой полярность. И теперь певцы поют на вдохе, а духовые инструменты не выдувают, а засасывают звук во всём диапазоне частот.
(3) Что на фоне описаных НЧ и СЧ свидетельствует о нарушенном тональном балансе.
(4) Если бы у WR вместо перевёрнутого «кларнетного мундштука» с щелью всего 45 мм шириной был бы нормальный экспоненциальный рупор, то TA-3650 не был бы слабоват.

Ещё процитирую сообщение Александра Бокарева с ником Бока на форуме VegaLab (см. источник).

Про передний «рупор»

Нет там рупора. Есть кривая яма, в которую для красоты посадили динамик, получив дикий горб на 400 Гц, который давят фильтром-пробкой, занимающим большую часть платы кроссовера.

Про задний «рупор»

Есть куча дымоходов, в которых угадать рупор можно, лишь обладая очень богатой фантазией. На этом рупорная тема заканчивается. Иное дело, если известно, что пара таких АС у королевы Великобритании — в Вестминстерском дворце. Вот впечатлительные аудио энтузиасты и повторяют эти чрезвычайно неудачные и сложные по конструкции АС. АЧХ на НЧ у которых просто никакая, а самого низа, несмотря на огромный 530-литровый ящик, просто нет!

А вот их АЧХ после того, как мы выкинули все эти дымоходы? превратив их в обычный ФИ (см. рис. 15, график IV ). И курочили мы эти Вестминстеры не от хорошей жизни, а потому, что фирма вставила роскошные динамики в идиотские корпусы. И торгует получившимся фуфлом за чумовые деньги.

Да, можно снести «дымоходы», превратив корпус Westminster в обычный фазоинвертор типа Tannoy GRF Memory (см. рис. 3).


Рис. 3. Можно снести «дымоходы», превратив корпус Westminster в обычный фазоинвертор типа Tannoy GRF Memory

Главное — не забывать, что при любой цене, любом типе и любой начинке, адекватность воспроизведения музыки акустическими системами определяться не типом их акустического офрмления, не ценой и пафосностью их начинки, а исключительно музыкальной культурой и профессиональным опытом их автора!

А вот цитата личного сообщения от Дмитрия через форум Hi.Fi.ru (см. копию).

Здравствуйте, Григорий!
Случайно приобрел Tannoy GRF Memory, включил, послушал — ужаснулся. Нашел вашу тему на hi-fi.ru и решил попросить вашего совета.
Я не аудиофил, просто люблю слушать музыку. Усилитель JJ543, АС — мониторы А. Клячина МVV, сабвуффер его же. В сетапе с МVV был недоволен некоторым выпиранием средних частот при недостатке низких, так как комната сьедает 150—300 Гц. Зато восхищался их эмоциональностью, сценой, локализацией инструментов (5). После MVV Tannoy GRF — сонные мамонты.
Абсолютно согласен с вами, что темп музыки на них вдвое медленней. Нет пространственной локализации инструментов и солистов. Низы есть, но какие-то скучные (6). Всё как у вас написано.

Примечание от Griroriy:
(5) С кроссоверами сделанными из отечественных компонентов и применением электролитических конденсаторов.
(6) В которых вся начинка по определению фирменная.


Рис. 4. Сравнение графиков АЧХ Tannoy G.R.F. Memory TW и Klyachin MVV

Брендовый уровень в картинках.


Рис. 5. То ли рисовальщик, ничего не понимая в конструкции, так изобразил, то ли конструктор ещё более «умный» пошёл. Не понятно, почему версию GR изобразили с равной шириной последних двух колен заднего рупора, и зачем добавили ещё одну направляющую в устье рупора (помечена розовой точкой)

Судя по рисунку из инструкции владельца Tannoy Westminster Royal SE (см. рис. 6), художник фирмы понятия не имеет о законах перспективы (а это примерно то же, как если бы радиоинженер не знал Закон Ома). Более того, у него получилась обратная перспектива! То есть рельсы железнодорожных путей на его картине сходились бы не на горизонте, а у его носа. Иначе этому олуху не пришлось бы вырезать на рисунке панель "С", чтоб слишком глубоко сидящее посадочное место динамика было бы видно. И только у таких олухов могут существовать самоповорачивающиеся звуковые волны. Видать, недремлющие британские учёные приделали им руль.


Рис. 6. На схеме из официальной инструкции владельца Tannoy Westminster Royal SE допущены серьезные ляпы, начиная от нарушения перспективы и заканчивая неверными пропорциями и размерами

Пришлось рисовать (см. рис. 7) самому («с рулями» для бесхозных британских звуковых волн).


Рис. 7. Исправленная мною версия схемы

Как видите, компьютерная графика, являясь всего лишь инструментом, может добавить только красочности картинке и проблем олухам, в чьих руках может находиться (см. рис. 8).


Рис. 8. Иллюстрация из официальной брошюры серии Prestige GR.

Это надо же нарисовать так, чтоб получилось, будто звуковая волна идёт от боковой стенки предрупорной камеры, а не от динамика (см. рис. 9).


Рис. 9. Это надо же нарисовать так, чтоб получилось, будто звуковая волна идёт от боковой стенки предрупорной камеры, а не от динамика

И если предположить, что «художник» просто ошибся с порядком наложения левой и правой стрелок друг на друга, то всё равно получается лишнее нереальное движение волны снизу-вверх (см. рис. 10).


Рис. 10. Даже если исправить место пересечения стрелок, то всё равно получается неверное изображение

А это всё от того, что их «художники» понятия не имеют о законах перспектив. Что ровно то же, как радиоинженер, не имеющий понятия о законе Ома. Реальное направление движения звуковой волны должно выглядеть так, как нарисовано мною на рис. 11.


Рис. 11. Реальное направление движения звуковой волны

О какой адекватной передаче музыки Tannoy Westminster Royal можно говорить, если для двух динамиков типа «перечница» с совершенно разными:

  1. расстоянием звуковой ВЧ-катушки, от звуковой НЧ-катушки,
  2. углами вхождения отверстий «перечницы» в ВЧ рупорки,
  3. длиной и профилем ВЧ-рупорка,
  4. временем задержки ВЧ-сигнала,
  5. наличием-отсутствием пыльника, прикрывающего ВЧ-рупорок,
  6. материалами магнитов,
  7. вдвое разнящейся величиной плотности магнитного поля в зазоре...

— схема кроссовера остаётся неизменной (см. рис. 12).


Рис. 12. Сравнение принципиальных схем частотных фильтров для разных коаксиальных головок (3839, 3806, 3858)

В случае с Westminster TW c динамиком типа «тюльпан», схема конечно, другая (что не значит лучше настроенная, делали-то те же люди). Но ввиду того, что у него на НЧ-диффузоре нет рёбер жёсткости, он хуже справляется с прокачиванием безграмотного «мундштука кларнета» (причём, «продуваемого» в обратном направлении), вместо обещанного и рисуемого ими на схемах, «экспоненциального» рупора, с прокачиванием которого, у него не было бы проблем.

В рисунке 13 представлены графики АЧХ разных модификаций Westminster, измеренные: в разное время, в разных условия, на разном оборудовании и разными людьми, подтверждающие мои сомнения относительно умения конструкторов Tannoy добиваться нормального сведения полос и соответственно — адекватного воспроизведения музыки.


Рис. 13. Графики АЧХ разных модификаций Tannoy Westminster

Получить провал −20 дБ, отлично видный на графике I сторонних независымых изменений, при подключенной в отрицательной полярности пищалке, что видно по падению кривой модуля импеданса до 4 Ом на графике II из Stereoplay (7/2007), на котором провал АЧХ «не столь глубок» исключительно ввиду малого разрешения (1/3 октавы) и линий толщиной с бревно.

Нормальные настройщики (к сожалению, в большинстве своём давно перешедшие в «мир иной»), в случае если НЧ динамик (см. рис. 13, график IV) отлично работает до 3,3 кГц (более того, от 1,5 до 3,3 кГц имеет наиболее ровный участок), не обрезают его на 1125 Гц, тупо следуя высосанной из пальца аудиофильствующими глухарями концепции о пользе низкой частоты раздела полос, загоняя себя в тупик. Наоброт, нормальные настройщики организуют сведение полос в районе 3,5—4 кГц, расположенном за пределами критического для восприятия музыки участка частотного диапазона (график V). Таким образом, обеспечивается гораздо более естественное звучание вследствие:

  1. открытой, динамичной, дышащей (не задавленной фильтром) работе НЧ/СЧ динамика,
  2. более безопасной и чистой (ввиду меньшей НЧ-составляющей в поступающем на него сигнале)работе ВЧ-динамика.

Например, вместо их ФНЧ с FC = 1125 Гц с резистором для большей пологости, приводящим к общей блюдцеобразности АЧХ (см. красную кривую на графике IV и график эмулятора V), надо подключить крутой чебышевский ФНЧ с Fc = 3—3,5 кГц, заодно подняв и выровняв участок 1,5—3 кГц его свойством давать подъём перед подавлением (см. зелёную кривую на графике IV и график эмулятора VI).

И только после этого, исходя из ситуации, специфичной для каждого конкретного соотношения физических размеров и типов ВЧ и НЧ-излучателей коаксиала конкретного физического размера, подключают ВЧ-головку через ФВЧ подходящего порядка, аппроксимации и в полярности, дающей с ними лучший результат по передаче духовно эмоционого содержания музыкальных произведений и гладкости АЧХ.

К примеру, для 10" головки с 1" пищалкой тип «тюльпан» (Stirling) требуется одно сочетание порядков и типов фильтров, а также полярности подключения ВЧ-головки, для 10" c 1,34" пищалкой типа «тюльпан» (Turnberry) — другое сочетание, а для 10" с 2" пищалкой типа «перечница» (Kensington) — третье сочетание.

И тут без высокой музыкальной культуры разработчика-настройщика — никак.

Вот и я, вслед за Бокой, не советую аудио энтузиастам повторять идиотскую конструкцию WR. Если же кому-то жизнь без рупоров не мила, то пусть делают со всеми необходимыми исправлениями показанными в рис. 16—21 (варианты а, б, в, по вкусу).

Как видно на рис. 14, ширина и глубина Tannoy Westminster версий HW и TW больше, чем у Royal, только за счёт сильно выступающей верхней крышки. А вот большая на 105 мм высота выпущенной позже версии Royal достигается за счет самого корпуса.


Рис. 14. Сравнение размеров Tannoy Westminster и Tannoy Westminster Royal

Что и вызвало у меня вопросы:

  1. Как можно, увеличив только одну высоту корпуса, не нарушить:
    1. заявленную экспоненциальность заднего НЧ-рупора,
    2. его частотный баланс с передним СЧ/ВЧ-рупором, оставшимся, как опять-таки видно, без изменения?
  2. Когда конструкторы считали правильно?

Углубившись в предмет, я понял, что они вообще ничего не считали (см. рис. 15).


Рис. 15. Кривая «яма» вместо переднего рупора

Конструкторам не хватило ума даже на то, чтобы отделить первую секцию, сделав её хотя бы объемом 0,45 м3 вместо 1,15 м3 (см. рис. 16). Что ничуть не мешает рукастым аудио-энтузиастам примерно полвека, не подклчая головы, повторять эту гору идиотизма. Вот и думайте, какой умственный уровень аудио-сообщества.


Рис. 16. Не хватило ума даже на то, чтобы отделить первую секцию.

А надо было сделать вот так (см. рис. 17, 18):


Рис. 17. Превращение кривой «ямы» в настоящий передний рупор

Рис. 18. Превращение «глушителя» в настоящий задний рупор

И всё это, совсем не ради мифических «18 Гц при −6 дБ» (см. пояснение ниже), так как живём не в рекламном проспекте, а в реальности, в которой частота среза рупора определяется площадью его устья:

rm = с / (2 π × FC),

где:
rm — радиус устья,
с — скорость звука (34290 см/с),
FC — частота среза рупора

Если по этой формуле вычислить радиус устья, скажем, для 30 Гц, то он будет равен 182 см. Однако, это размер устья для свободного пространства, когда рупор, излучает во все 8 квадрантов пространства. При размещения же у стены, мы имеем всего 2 квадранта, и можем уменьшить размер с коэффициентом 8 / 2 = 4. А для углового размещения ситуация еще лучше — 1 квадрант и мы можем уменьшить размер на коэффициент 8. Что уже даёт нам 64 см (rm / 8−2 = 64,3 см). Что для рупора с квадратным устьем, даёт размер стороны равный 114 см. Внушительный, но вполне приемлемый и к ним нужно стремиться. И ставить АС именно в углы помещения.

Устья Westminster даже для 30 Гц должны выглядеть примерно так, как показано в пункте GII (см.рис. 19). И это при том, если бы они были угловыми, как Autograph. Но так как, они не угловые, то эти устья должны были бы быть ещё вдвое большими, как в пункте GIII. Ведь работать им на 2 квадранта.


Рис. 19. Наглядное сравнение расчетных значений размеров устья заднего рупора с учетом исправленной формы переднего рупора.

А рекламные 18 Гц являются сомнительным достоинством, так как практика показала, что АС с нижней границей 45—50 Гц при 0 дБ создают неприемлемые проблемы резонансов в некоторых больших и даже не очень больших помещениях. Заявленный для Westminster диапазон до 18 Гц при смехотворно узких щелях по бокам шкафа (даже если там был бы рупор, а не глушитель) — просто поле чудес в стране дураков.

Для энтузиастов, не боящихся резонансов, ниже привожу два варианта раскладных рупорных АС с FC около 35 Гц — как у динамика в 530-литровом фазоинверторном корпусе от Боки (см. рис. 20). Что будет круче фэнтезийных танноевских «18 Гц при −6 дБ».


Рис. 20. Два варианта раскладных рупоров: а) для постройки из листового материала: ДСП, МДФ, фанера, б) наборный из фрезерованных на станке с ЧПУ профилей тех же материалов

Рис. 21. Вид сборки наборного корпуса из фрезерованных на станке с ЧПУ профилей по варианту (б)

Примечание: на обоих чертежах левый рупор сложен, а правый развёрнут в рабочее положение.

Можно превратить корпус Westminster в ФИ как сделал это Бока, можно построить предлагаемые мной рупорные АС. Главное помнить, что при любой конструкции адекватность воспроизведения музыки акустическими системами (как и любыми иными аудио компонентами) определяеться не ценой и раскрученностью марок компонентов и вычурностью применённых технологий, а исключительно музыкальной культурой и профессиональным опытом их автора. Да, да, именно конкретного человека в единственном числе, какую бы лапшу ни вешал вам на уши маркетинг о «коллективном творчестве» какого-либо крутого брэнда, показывая коллективные фотографии актёров в белых халатах с предельно умными выражениями лиц.

И делается это во времена, когда любому культурному человеку понятно, что оценивать картину не по таланту художника, а по цене и раскрученности: холста, кистей и красок, а музыкальное произведение, не по таланту композитора и исполнителя, а по крутости марок музыкальных инструментов — банальное дикарство.

А если так, то неизбежно возникают вопросы. Уж не из дремучих ли дикарей состоит современная аудио тусня, оценивающая аудио компоненты не по адекватности звучания воспроизводимой ими музыки, а по цене, раскрученной посредством тупых легенд о них самих и их начинке? И каков в итоге уровень мирового аудиофильствующего аудиопрома, как не нижеплинтусный, если Tannoy Westminster (на которых клейма ставить негде) по передаче музыки всё же лучше своих кокурентов?!

Вот, процитирую несколько сообщений владельца WR с ником arisholm с форума Audio Science Review (адаптированный перевод с английского, см. источник):

Westminster Royal GR — лучшие из когда-либо бывших у меня АС.

А было и есть у меня их много, всех форм и размеров. И возможностей для сравнения с другими — достаточно. Недавно была пара Paradigm Persona 9H, с СЧ и ВЧ динамиками из бериллия, с отличным разрешением и большим количеством баса, мощностью 400 Вт. Признанных АС года в классе High End во многих местах. Однако, по размеру звуковой сцены, динамике и ощущению живости никак не ровня Westminster. Продал их без колебаний. Кстати, ничего «монофонического из 1940-х годов» в звучании Westminster нет. Надо хоть раз самому послушать, насколько хороша их подача по сравнению, к примеру, с B&W 800, чтобы не писать подобной ерунды.

Возможно, Westminster и не самые нейтральные АС, из побывавших у меня. В частности, из-за переднего рупора, дающего подъём в районе 200—300 Гц, и как видите на опубликованном мной графике (рис. 13 III), пищалки у них не очень линейные.

Мои Adam Audio S5X — Main Studio Monitor, вероятно, будут самыми нейтральными из имеющихся как у меня, так и у большинства брендов АС. И со встроенными усилителями класса D мощностью 1250 Вт могут играть одуренно громко без слышимых компрессии и искажении. Но любить их мне абсолютно не за что. Кстати, измерения моих гораздо более дешевых Dali показали ровный отклик, фантастическую групповую задержку и импульсную характеристику как у усилителя, а не АС. Но когда устанавливаешь их в реальной комнате с Westminster, все это совершенство теряется, делая их прямое сравнение просто глупостью.

Westminster заставляют меня слушать гораздо больше музыки, чем АС с привычной конструкцией. И звучат потрясающе даже на очень низком уровне громкости.

Также согласен, что сравнивать Westminster с Revel Salon 2 не актуально. Поскольку они сильно различаются во всех аспектах: огромная рупорная передняя панель — против узкой, концентрический точечный источник — против дискретно расположенных динамиков, задний рупор — против фазоинвертора. Обладая и теми и другими АС, у меня нет никаких сомнений в том, которые из них мне нравятся.

Кстати, динамическая компрессия при эталонном (реалистичном) уровне звукового давления — тоже окраска, да ещё какая.

Паре Revel Salon 2, чувствительностью 86,4 дБ / 2,83 В / 1 м, для получения пиков 105 дБ по эталонному уровню THX в позиции прослушивания в 4-х метрах потребуется 2 × 600 Вт (7) от которых они просто сгорят. А паре Westminster потребуется всего 2 × 32 Вт (8). Что многое говорит о динамических возможностях рупоров в сравнении с обычными конструкциями (9).

Примечание от Griroriy:
(7) 2 × 800 Вт, так как Revel Salon 2 не 8-ми, а 6-ти омные.
(8) И 112,4 дБ при RMS 175 Вт — долговременной мощности, при пиковой 700 Вт.
(9) В данном случае это динамические возможности самого динамика как ВЧ рупора + передней кривой ямы, называемой рупором. Ибо, как уже знаем, вместо заднего НЧ рупора у Westminster — глушитель.