Каталог моделей акустических систем на базе коаксиальных динамических головок Tannoy
Рекомендации Григория Джаникяна (dzhanikyan@gmail.com)
18 сентября 2014 г.
Наконец попалась в руки принципиальная схема кроссовера Tannoy Crossover Unit Type 1161 для Tannoy System 12 DMT mk II. И поскольку у меня теперь есть схемы от обеих версий System 12 DMT, то чтоб понять, в чём же разница и для чего вообще требовалось делать модификацию, я решил прогнать их на программре-симуляторе (см. рис. 2 и 3).
Получилось, что в 12 DMT mk II, подняв на пару дБ ВЧ и подняв провал на верхней «середине», разработчики на столько же провалили собственно «середину».
Ладно, предположим, мало ли что могла показать программа-симулятор, тем более, что она написана не для коаксиального динамика. Лучше смотреть на реально измеренный график System 12 DMT mk II. Причем на фирменный график АЧХ (см. рис. 4), не имеющий ничего общего с реальностью, внимания обращать не стоит.
Лучше уж частное измерение. А там ситуация у System 12 DMT mk II совсем не лучше. Если относительно НЧ у СЧ и ВЧ уровень −3 дБ и −6 дБ, соответственно, то провал в районе 3 кГц там на целых −12 дБ (см. рис. 5)!
Хорошо, измеренный график не истина в последней инстанции. Мало ли, кто и как измерял. Слушать надо! Забегая вперёд скажу, что на 1/3 октавных полосах розового шума слуховые ощущения (см. рис. 6) гораздо ближе к тому что показывает симулятор, чем к измеренному графику.
Итак, собрал оба кроссовера и стал сравнивать на 12" коаксиалах. Звук кроссовера System 12 DMT — просто глух. Не знаю, зачем вообще такой звук создавать. Может, под него хорошо спится? Вот и получается, что на фоне своего предшественника System 12 DMT mk II прозрачнее и живее. Но вот методы достижения этой самой «прозрачности и живости» (путём провала середины) весьма сомнительные. Вместо того, чтоб поднять ВЧ вровень с остальным диапазоном и уменьшить провал на верхней середине, они почему то провалили ещё и середину, назвав это 12 DMT Mark II (1).
Дальнейшее непосредственное сравнение с кроссовером Tannoy CPA 12 полностью подтвердило бездарность такого подхода к формированию звука. Ровно так же как 12 DMT был глух по сравнению с 12 DMT mk II, так и последний был мутным и анемичным относительно Tannoy CPA 12. Каждый раз при переключении казалось, что кто-то прикрывает динамик невидимой подушкой. А при последующем сравнении уже с моим авторским кроссовером для 12" коаксиалов подушка стала очень даже видимой и местами даже осязаемой. Но это сравнение было уже как бы вне конкурса, просто не смог удержаться. Потому что, как справедливо выразился один из участников обсуждения на форуме под ником «Архимед», сравнивать сделанное для себя с тем, что делает фирма (на продажу) — себя не уважать.
Если же говорить о продукции фирмы, то я снова убедился, что самый нормально настроенный кроссовер из всего, что я у них слышал, это именно CPA 12. Может, и не шедевр, но в целом, воспринимать музыку вполне позволяющий. Да, и модуль импеданса у него несравненно более гладкий. Так что и усилителю с ним работать легче. Почему бы Tannoy было не пойти по этому пути? Ведь даже чисто по бухгалтерски в этом кроссовере, учитывая их экономию даже на шурупах (см. рис. 8), в полтора раза меньше элементов. Или одна лишняя, не ахти как намотанная бескорпусная катушка им дороже обходится?
А, может, CPA 12 с его несравненно более ровным графиком АЧХ и сбалансированным звуком делал какой-то конкретный человек, занимающийся только профессиональным сектором? А в бытовом и студийном заправляли совсем другие люди?
Так что обладателям любой модификации 12 DMT, не подверженным синдрому распальцовки, я бы посоветовал просто спаять кроссовер от СРА 12 (там и делать то нечего) и поставить взамен оригинального. Последний же вообще не трогать, пусть так и остаётся на своём месте. А то, вдруг, когда захотите продать, вам в качестве покупателя попадётся фирмопоклонник, которому главное чтоб АС были некопанные, а звук — фирменным (!!!). Ибо иных ориентиров «качества АС» у него нет, так как в музыке он «ни в зуб ногой». Согласитесь, таких зомби много.
В то же время, вы после установки кроссовера от CPA 12, задействовав слух и мозг, можете убедится в преимуществах последнего на практике. Аналогичный совет и обладателям других АС с 12" динамиками «тюльпан», например «Edinburgh». И пусть никто не питает иллюзий как относительно их «викторианского» вида, так и принадлежности к серии с помпезным названием. Пользуйтесь пылезащитными очками... и лапшезащитными козырьками, господа.
Фирмопоклонники же (надеюсь, со слегка поредевшими рядами) по прежнему, как ни в чём не бывало, могут растопыривать пальцы на форумах, рассуждая о «фирменном звуке» и прочей дребедени, не имеющими никакого отношения к воспроизведению музыки, веселя этим уже и своих бывших коллег.
А для самых ленивых обладателей 12 DMT mk II есть два варианта модификации (см. ниже).
В первом варианте надо только зашунтировать катушку (L' — 2,8 мГн) в ФНЧ и резистор (R' — 3,3 Ом) в ФВЧ (см. рис. 9). Шунтировать можно даже без пайки — просто на «крокодилах», дабы в случае чего, кроссовер оставался в абсолютно аутентичном состоянии. Если, конечно, для кого-то это так важно.
На графике показан уровень в положении переключателя уровня ВЧ = +1,5 дБ (см. рис. 10). Поверьте, звук намного лучше и живее, чем у оригинала. Там даже появляется некоторый намёк на панч.
Во втором варианте надо добавить ещё и конденсатор 1,3 мкФ (см. рис. 11), что даст более открытый звук и прибавит панча. Уровень ВЧ показан при резисторе R' 3,3 Ом и положении переключателя уровня ВЧ = Level. Но тогда номинал шунтирующей катушки в ФНЧ надо уменьшить до 2 мГн.
Повторю еще раз: тупым увеличением уровня НЧ, или провалом остального диапазона, что по сути одно и то-же, панча никогда не получить. Так его можно только заменить на невнятное гудение, что и слышим в реальности. Ну, не бывает в музыке такого примитива, как в головах некоторых горе разработчиков не слушающих её — у которых НЧ, СЧ и ВЧ по отдельности. И жонглировать ими, этим циркачам, как им в голову взбредёт — не получится.
Ниже привожу конкретный пример того, как они из катушки номиналом 2 мГн в обеих версиях серии DMT лепят ФНЧ коаксиальных динамиков (см. рис. 13).
Бред какой-то! Это же не детские кубики. Как вообще до такой унификации (ради того, чтоб большим оптом закупать один номинал катушки) можно было додуматься? Причём, что на 12 DMT, что на 15 DMT (т.е. при одинаковых пищалках, установленных в рупоры разного размера), может стоять абсолютно тот-же фильтр НЧ. А как-же быть с таким понятием, как частота среза этого самого рупора (Horn Cut), зависящая от размеров его устья, с которой необходимо согласовывать характеристики НЧ фильтра? По крайней мере спасибо за то, что хотя бы ФВЧ разные. А то ведь могли бы как за четверть века до них — для обоих размеров 12" и 15" серии Monitor Gold поставить полностью идентичные кроссоверы (см. «Самоварное золото»).
Модель серии System DMT | Номиналы ФНЧ | Тип частотного фильтра |
System 10 DMT, System 10 DMT mk II | L = 2 мГн | ФНЧ первого порядка |
System 12 DMT, System 15 DMT | L = 2 мГн, C = 8 мкФ | ФНЧ второго порядка |
System 12 DMT mk II | L = 2 мГн, C = 10 мкФ | ФНЧ второго порядка с цепью коррекции Zobel = R (2,2 Ом) + C (20 мкФ) |
System 15 DMT mk II | L = 2 мГн, C = 30 мкФ | ФНЧ второго порядка с цепью коррекции Zobel = R (10 Ом) + C (30 мкФ) |
System 215 DMT, System 215 DMT mk II | L = 2 мГн, C = 8 мкФ | ФНЧ второго порядка |
Кстати, если вместо кроссовера поменять штатные головки Tannoy 3136GG с полиолефиновым куполом и нитрилбутадиеновым подвесом НЧ-диффузора на головки Tannoy 3142 с бумажным куполом и текстильным подвесом НЧ-диффузора, то на отрезке 700-1500 Гц ситуация исправляется, но общий наклон АЧХ сохраняется (от подъема в НЧ-регистре к снижению в СЧ).